Русский

Скала Шаманка со стороны побережья

ФОТКИ С БАЙКАЛА>>

03 июля 2001 года
Практически всю первую половину дня мне пришлось провести на работе, поскольку накануне из отпуска приехал мой шэф и необходимо было отчитаться о том, что происходило в его отсутствие, да и перед отъездом необходимо было завершить все текущие дела и навести порядок на рабочем месте. Но вот все уже позади и я в Шереметьево-1 с рюкзаком за спиной и полной неопределенностью впереди. Нет, у меня была оплачена путевка, но все-таки до конца не было полной уверенности в том, что там, за 5000 км от дома, все будет в порядке… Я был практически во всех аэропортах Москвы, но такого откровенного бардака, как в Шереметьево-1, мне видеть не приходилось. Более 500 человек собралось в одном небольшом помещении зала вылета, совершенно без вентиляции, не говоря уже о кондиционерах. А за окном +28С - термометр на стену повесить не забыли Я уже готов был медленно растаять, но от превращения в лужу меня спасла бутылка безалкогольного пива стоимостью 50(!) рублей. Самолет ТУ154М - говорят, самый надежный из семейства ТУ, не буду спорить. Рейс был задержан на 40 минут из-за того, что не был вовремя погружен багаж. Видимо, бензиновый кризис :-)). Ремни пристегнуты, приветствие стюардессы, разгон, взлет, рев турбин… Москва осталась где-то внизу, поблескивая ограничителями взлетных полос.

04 июля 2001 года

7-05. Иркутск. Аэропорт. Впечатления от полета потрясающие - вылетели в 9 вечера, в 7 утра приземлились в Иркутске (разница по времени с Москвой +5 часов). То есть, как бы всю ночь я провел в самолете, но этой самой ночи не было, лишь просто сначала солнце было слева от меня, а затем оказалось справа и светило практически все время полета. В аэропорту меня встречали Петя и Клим. Подробности встречи уточнять не буду, но ее вещественные доказательства навечно стали экспонатами моего личного музея наиболее ценных вещей. Честно говоря, я не ожидал, что в 7 утра ( а по расписанию в 6-35) они приедут в аэропорт. СПАСИБО, РЕБЯТА!!! Ваше присутствие стало залогом того, что Ваш покорный слуга пополнил ряды тех, кто остался навечно восхищен самым чистым и глубоким озером. Приехал в гостиницу "Иркутск" (Байкал-Отель) - бывший "Интурист". Довольно прилично, но мне доводилось видеть номера и покруче за те же самые деньги.Я переоделся, Клим поехал на занятия в университет, а мы с Петей отправились гулять по городу. Сразу скажу - в первый день я не был в восторге от Иркутска. Обшарпанные фасады зданий, просевшие фундаменты, дома, смотрящие окнами в асфальт. Типичный провинциальный городок, а ведь это - областной центр и 600 тысяч жителей. Но со мной был близкий человек и гулять по набережным Ангары все равно было приятно. В 12-30 мы расстались с Петей около гостиницы. В 14-00 за мной приехала машина и мы отправились в четырехчасовое путешествие на остров Ольхон - сердце Байкала. Кстати, что касается машин - поражает огромное количество подержанных японских авто с правым рулем, да таких марок, о которых я в жизни ничего и не слышал. Одних только различных моделей микроавтобусов "Тойота" я насчитал восемь штук и сбился. Водителем оказался довольно веселый и знающий историю мужик по имени Семен. Долго и интересно он рассказывал мне об особенностях местности и населяющих ее людях. Дорога проходила по территории Бурятского АО и повсюду виднелись столбы для привязи лошадей (хотя, забегая вперед, скажу, что самих лошадей за все время пребывания я встретил не больше, чем в центре Москвы). Особенность этих столбов в том, что по древнему бурятскому обычаю к этим столбам (да и вообще к "святым" местам - "дацанам") привязывают ленточки и загадывают желание. Ну что же, одним носовым платком у меня стало меньше :-). У Ольхонских ворот мы с водителем произвели обряд "сбрызгивания". Дело в том, что по бурятскому обычаю перед тем, как что-либо выпить, в стакан макают безымянный палец и "брызгают" - дань духам, оберегающим человека. Ну мне не жалко. Недалеко от паромной переправы на остров находятся два озера. Особенность их в том, что одно из них соленое, а другое - пресное, причем разделены они между собой лишь узенькой полоской суши! В чем загадка этих озер, учены до сих пор не нашли ответа, но у бурят существует красивая но грустная легенда о девушке, выплакавшей соленое озеро из-за того, что злые духи разлучили ее с любимым, вырвавшем свое сердце. И все это за много веков как до Шекспира, так и М. Горького. Я заснул в машине под голос Никольского. Сколько прошло времени - не знаю - меня разбудил Семен. Ради этого момента я уверяю, я бы проехал и 10 и 20 тысяч км. БАЙКАЛ! Таким я впервые увидел Его и уже никогда не забуду. Идеально ровная поверхность воды, крутые скалистые берега в белой дымке, сливающейся у горизонта с облаками… Это невозможно описать, это надо видеть! Меня не удивишь большим количеством воды, я видел много озер, но ЭТО не сравнишь ни с чем. Но нам пора - мы должны спешить, чтобы успеть на паром, переправивший нас на остров Ольхон. Приехав на остров и увидев место, где я должен был жить, я чуть не заплакал от страха. Маленькая частная турбаза с удобствами на улице, БЕЗ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА, БЕЗ ТЕЛЕФОНА, БЕЗ ВОДОПРОВОДА!!! "Ужас!" - подумал я, но такое впечатление у меня сохранилось лишь до середины следующего дня. Хозяева турбазы - Светлана и Николай - оказались очень приветливыми людьми, но у меня было такое безобразное впечатление от условий, в которых мне предстояло жить неделю, что я про себя подумал: "Еще и улыбаются мне, гады, за мои деньги". Я был не прав, они действительно очень милые и добропорядочные люди. Турбаза находится на территории поселка Хужир, в середине Острова, на побережье так называемого пролива Малое Море. Есть еще и Большое Море - весь остальной Байкал, про которое я расскажу чуть позже. Поужинав, я завалился спать, поскольку очень устал от дороги, и заснул практически мгновенно (обычно я ворочаюсь очень долго).

05 июля 2001 года

Проснулся рано, пол-седьмого утра. Позавтракали, проводили туристов, отъезжающих с базы домой - прикольного профессора я так и не понял чего из Германии и его жену, а также молодую пару из Перми. Времени - уйма, и я пошел к Байкалу. Недалеко от турбазы находится мыс Бурхан - одна из девяти святынь Азии, земной дворец владыки острова Ольхон. Этот мыс является одним из центров шаманского культа и главной его достопримечательностью является огромная скала Шаманка, выступающая прямо с побережья. Вот именно у подножия этой скалы я впервые увидел вблизи и потрогал байкальскую воду. Вода действительно очень чистая и вместо привычного собственного отражения наблюдаешь в ней дно озера, состоящее из камней причудливых форм. Побродив по побережью, я вернулся на базу, поспал, посетил краеведческий музей острова ( я же культурный человек), а отведав за ужином байкальского омуля, вновь отправился к Байкалу. На побережье познакомился с молодыми ребятами из Иркутска, которые с удовольствием согласились поработать моими фотографами. Напившись пива, я вернулся на базу и, немного побродив, отправился спать. Меня поразило резкое изменение погоды - с утра было пасмурно, капал дождь, все небо было затянуто облаками, термометр показывал всего +12, и вдруг, буквально за считанные минуты выглянуло солнце, воздух прогрелся до +28, и жизнь сразу показалась прекрасной. А на следующий день меня ожидало Camel Trophy.

06 июля 2001 года

Дело в том, что накануне я договорился с хозяином турбазы о том, что он повезет меня на машине с обзорной экскурсией по острову. Проснулись, позавтракали, в 9-30 загрузились в УАЗ, купили пива (на острове нет ГИБДД), первая передача и в путь. Передо мной - таежные пейзажи, изредка сменяющиеся полупустынными полями практически безо всякой растительности. Вокруг гигантские сопки, которых такое огромное количество, что вместе они составляют некоторое подобие горных цепей. Поразило однообразие растительности - сплошные сосны всевозможных форм и высоты… Красиво и необычно. Первоначально мы планировали поехать на мыс Хобой - северную часть острова, но неожиданно на Байкал опустился густой туман (или поднялся с озера?) и маршрут пришлось поменять. Поехали в Прибайкальский национальный парк (падь Ташкиней). По пути нам попалось озеро Шара-Нур, знаменитое своими лечебными грязями. Было довольно прохладно, но не искупаться было бы просто непростительной ошибкой. Вода оказалась на удивление теплой. Так я открыл купальный сезон на Байкале. Прибайкальский национальный парк - обветшалая и практически незаметная табличка, прикрепленная к стволу дерева… Охраняется государством. Представляю, как охраняется :-) Дорога вообще превратилась только в указатель направления, но УАЗ стоически преодолевал бездорожье. В пути 2 часа и вот - "Большое Море" Байкала - бескрайняя масса воды и неповторимый ландшафт. Гигантские скалы, поросшие густой растительностью сопки - такой я надолго запомню Сибирь. Кто не был здесь - тот многое потерял… Я побродил по побережью, еще раз посмотрел в бескрайнюю даль горизонта, забрался на близлежащую скалу. Внизу было довольно много туристов, но в основном иркутян, так как на берегу стояли только автомобили с местными номерами и палатки. Кстати, я с удивлением обнаружил, что многие туристы добираются досюда на ЛЕГКОВЫХ машинах. Как они умудряются это делать, я так и не понял. Дело в том, что даже УАЗ иногда, беспомощно пощелкивая дифференциалами, отказывался взбираться в почти 15' подъем в лесу. На обратном пути заехали в очень интересное место. Буквально в нескольких метрах от Байкала располагалось еще одно озеро. Как мне объяснили рыбаки, это озеро весной вскрывается раньше, чем Байкал и становится местом паломничества для рыбаков. Ну что ж, каждый живет, как может… А нам пора и через полчаса мы вновь в Хужире. Я отобедал и завалился спать. Проспал до 5 часов вечера. К этому времени я познакомился с большинством обитателей турбазы. Не туристами, так как я уже второй день жил на турбазе ОДИН(!), привлекая всеобщее внимание своим внешним видом и поведением. Ну хоть тут побыть в центре внимания :-) Надо сказать, что население острова - в основном буряты, но довольно много русских и совершенно нормальное явление - смешанные браки, так что слияние двух культур предопределило образ жизни и обычаи местного населения. Буряты - довольно забавный народ, вечно куда-то спешащий, довольно любопытный, местами диковатый, но в целом довольно милый. Иногда по внешности просто невозможно определить даже примерный возраст человека. Буряты прекрасно говорят по-русски, причем с характерным говором, встречавшимся мне в среднерусской глубинке. Особенно колоритно звучит слово "Здравствуйте" - примерно так "Драсти", причем здороваются абсолютно все - от мала до велика. Приятно…. Лег спать и проспал завтрак.

07 июля 2001 года

Весь день шел непрекращающийся дождь. Мне говорили, что Ольхон - самое солнечное место на Байкале и дождей здесь меньше всего. Мне "повезло" - за 4 дня было 2 дождя, причем последний, сегодняшний, просто отбил даже малейшее желание выбраться куда-нибудь. Так что я весь день проспал, просыпаясь только для принятия пищи. Вдобавок, искупавшись накануне в озере, мне в уши затекла вода и вытекать оттуда не собиралась, несмотря на яростное использование мной проверенных народных средств. Более того, у меня появились первые признаки простуды, что мне совсем не нравилось. Странно, но местные жители абсолютно не пользуются зонтами, предпочитая надеть на себя как можно больше верхней одежды. Не знаю, спасает ли несколько курток от идущего стеной дождя, я все-таки предпочитаю зонт, да и столько курток у меня все равно не было. А вечером мне истопили баню

08 июля 2001 года

Проснулся около 6 утра. Посмотрел в окно - опять пасмурно, но дождя вроде нет. Значит погуляем по острову. Еще одной особенностью Ольхона является песчаная почва, которая высыхает буквально за несколько часов даже после очень сильных дождей. Вчера на базу пришло несколько туристов-иркутян, испугавшихся дождя и ветра, от которого их не спасали палатки. Сегодня воскресенье, и завтра им на работу, поэтому утренним автобусом они уехали домой. А я остаюсь! И ни капли об этом не жалею. Тут тихо и спокойно, и не надо ни о чем думать. Я только сейчас понял, что являлось основой этого спокойствия - молчание мобильного телефона - вещь абсолютно невозможная в Москве. Однако и эта штуковина здесь пригодилась в качестве часов, будильника и календаря. Ближе к обеду вновь попытался сходить на Байкал, но опустился очень густой туман и опять начался дождь, так что поход пришлось отложить. Вместо этого пощел в магазин и купил пива "Holsten". Да-да, хоть мне и говорили о том, что на острове практически ничего купить невозможно, заставив тащить из Москвы упаковку пальчиковых батареек для плеера и фотоаппарата, на острове есть магазин "Хороший", в котором есть все, даже "продвинутое" Клинское и "Marlboro Lights", не говоря уже о фотопленке и несчастных пальчиковых батарейках, по ценам процентов на 5 дороже, чем в Иркутске. После обеда я опять пошел к Байкалу и на этот раз полностью исследовал мыс Бурхан. Решил собрать несколько камешков с Байкала, чтобы взять на память с собой, и ценой невероятных усилий спустился с совершенно отвесного склона к побережью. Подниматься назад оказалось намного сложнее, я даже на минуту пожалел о том, что спустился. Но выбраться мне все же удалось и о моем похождении помнили только заляпанные байкальской грязью кроссовки. В этот день на Байкале был густой туман, от чего озеро приобрело просто невероятный вид. Я дощелкап фотопленку и вернулся. А вечером приехали туристы - несколько немцев в сопровождении молодой девушки-переводчика по имени Аня и женщина из Подмосковья (родная душа). Немного посидели у костра и разошлись по домикам спать.

09 июля 2001 года

Опять пасмурно, но теперь очень весело и интересно. Полдня гуляли по байкальскому побережью, еще раз сходили в музей, пофотографировались, а на обратном пути попали под сильный дождь и промокли до нитки. После обеда играли с немцами в карты. Было очень весело. Вечером после ужина была баня. До глубокой ночи пели песни под синтезатор. Дело в том, что приехавший за нами водитель - профессиональный тапер и постоянно возит с собой инструмент, чтобы практиковаться.

10 июля 2001 года.

Прощание с Ольхоном. Последний взгляд на пролив Малое Море из окна ISUDZU TROOPER. Уезжать не хотелось, но я еще не прощался с Байкалом, так как мне предстояло побывать в Листвянке. По пути в Иркутск заехали поесть блюда бурятской кухни - позы и чебуреки, я отважился попробовать тарасун - алкогольный напиток, изготавливаемый на основе кумыса. Не очень… Приехав в Иркутск, заехали посмотреть на могилы декабристов в Знаменском монастыре. Вновь поселились в Байкал-отеле. Дорого, и номер не стоит 1800 рублей в сутки. Ко мне в гости приехал Петя и с этого момента начался новый этап моего путешествия - не менее увлекательный и гораздо более романтичный.. Мне предстояло три дня прожить в Иркутске!!!

11 июля 2001 года

С утра с Петей собрались поехать в Листвянку, однако опоздали на 9-ти часовой автобус. Долго мотались по городу - безрезультатно - никакого транспорта найти не удалось. Я разместился в гостинице попроще - за 250 рублей в сутки, однако номер практически ничем не отличался от Байкал-отеля, а по размерам даже его превосходил. В Листвянку поехали только в 14-30. По пути автобус сломался и попали мы туда только к четырем часам. Сходили в лимнологический музей (сэкономив по 10 рублей типа студенты), прослушали рассказ о природных минералах Байкала - довольно познавательно и интересно. Потом долго бродили по байкальскому побережью, было очень жарко, но даже в солнечную погоду Байкал на Ольхоне меня впечатлил гораздо больше. Но и в Листвянке озеро великолепно. К 9 часам вечера еле доплелись до гостиницы, Петя поехал домой, а я сел писать эти строки. Лег спать и проспал до обеда следующего дня.

12 июля 2001 года

В Иркутске установилась настоящая жара. Днем встретились с Петей и гуляли по городу. Зашли в Интернет-кафе "38 нет" и мило там посидели, поели пиццу "У Джузеппе", а вечером гуляли по набережным Ангары, пили пиво и дощелкивали последние кадры фотопленки. Я привык к Иркутску и город уже не казался мне таким незнакомым и мрачным. Вернулся в гостиницу на такси и лег спать.

13 июля 2001 года

Мой последний день в Сибири был точной копией предыдущего дня и отличался лишь тем, что я полностью освоился в Иркутске и мог свободно перемещаться по городу без сопровождения. Я уже мог свободно представить этот город в качестве места своей жизни. Вечером на набережной встретили довольно забавных Петиных знакомых, уселись в трамвай и через несколько минут я уже был в гостинице.

14 июля 2001 года

6-20 утра по местному времени. За мной заехала машина - пора в аэропорт. Вот в этот момент я по-настоящему понял, что Я НЕ ХОЧУ УЕЗЖАТЬ!!! В аэропорту меня уже ждал Петр, к сожалению я боялся опоздать на регистрацию и не дождался вечно опаздывающего Клима. Полная каша в голове, мысли путались, мне сложно описать, что я чувствовал…. Сибирь, Иркутск, Байкал, Ольхон крутились в моей памяти… Я уже ничего и никого не видел…………Сон заканчивался….Байкальская сказка……..Или не сон? Я ВЕРНУСЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЕРНУСЬ……………………… ПОТОМУ……ПОТОМУ ЧТО Я ЛЮБЛЮ БАЙКАЛ, ЛЮБЛЮ ИРКУТСК, ЛЮБЛЮ……………………………..

Москва. Аэропорт Шереметьево-1. Температура за бортом +19С.